Развитие транспортной инфраструктуры городов Тамбовской губернии в XVIII-нач XX в.

Грант: РГНФ 10-01-54510а/Ц.
Руководитель: Акользина М.К. 
Исполнители:  Баранова Е.В., Кунавин К.С., Милосердова Е.И.

Сроки: 2010-2011 гг.
Название проекта: Развитие транспортной инфраструктуры городов Тамбовской губернии в XVIII-нач XX в.
Title project: The development of transport infrastructure in the city of Tambov province XVIII-beginning of XX century.

Ключевые слова:

российская история, модернизация, транспорт, мобильность, урбанизация, региональная история,геоинформационные системы

Аннотация проекта:

 В центре исследования – влияние транспортной инфраструктуры на различные аспекты развития городов в конце -начала ХХ в. Особенность темы состоит в ее теоретическом и прикладном характере, так как транспортная инфраструктура определила экономические, социальные, культурные стороны развития городов на протяжении значительного времени. Создание транспортной сети городов губерний Российской империи чаще всего происходило «сверху», когда города получали конфирмованные планы регулярной застройки. Отсюда проблемы, возникавшие при противоречии местных условий и выполненных в столицах планов в долгосрочной перспективе оказывали тормозящее воздействие. Развитие транспортной инфраструктуры городов можно разделить на несколько временных этапов. Каждому периоду соответствовал тот вид транспорта, который был востребован соответствующим уровнем социально-экономических отношений. Транспортные маршруты вписывались в существующую инфраструктуру изначально не меняя ее, однако именно они закладывали основой вектор дальнейшего социально-экономического развития города.

Целью работы является рассмотрение роли транспорта как особого элемента городской среды на примере городов Тамбовской губернии. Необходимо отметить, что развитие городского транспорта способствовало росту городов, развитию их социальной инфраструктуры. Важным аспектом городской истории, который предполагается изучить является взаимосвязь усложнения уровня городского хозяйства и деятельности органов городского самоуправления состояние транспорта претерпело эволюцию, особенно заметную во второй половине столетия. Усложнение городской инфраструктуры в целом и транспортной в частности требовало от органов городского самоуправления решения комплексных задач социально-экономического толка, что хорошо продемонстрировала, например, попытка устройства трамвая в г. Тамбове и Козлове в начале ХХ в. Создание правил движения, регламентация деятельности извозчиков, надзор за исправной эксплуатации автомобилей – всё формировало потребность городских властей в кадрах, обладающих новыми техническими навыками. Процесс формирования городами нормативных документов, регулирующих деятельность того или иного вида транспорта так же будет предметом специального изучения в ходе реализации проекта В XIX – начале ХХ вв. каждый российский город был вынужден решать свои транспортные проблемы самостоятельно, ориентируясь не столько на реальную потребность в перевозках собственного населения, сколько на состояние небогатого местного бюджета и на платежеспособность пассажиров. Поэтому каждый эпизод поступательного развития городской транспортной инфраструктуры является индикатором социальных и экономических изменений конкретного города. Развитие городского транспорта было теснейшим образом вписано в социальную динамику урбанизационных процессов русского провинциального города аграрной полосы России. В ходе реализации проекта предполагается рассмотреть и социо-культурные аспекты развития транспортных сетей в частности планируется сравнительно-исторический анализ городской топонимики городов Тамбовской губернии.

Изучение формирования транспортной инфраструктуры как пространственного объекта невозможно без проекции информации письменных источников на городские планы. Историческая наука в своем развитии привлекает в последние годы все более разнообразный набор современных технологий. Важным этапом этого развития стало внедрение в теорию и практику исторического исследования геоинформационных систем (ГИС). В проекте предполагается использование ГИС в качестве исследовательского инструмента для анализа развития уличной сети городов, транспортной роли улиц, определения локальных «районов тяготения» – зон в которых влияние конкретной улицы на социальной и экономического развитие городского района было наиболее значимым. Так же ГИС поможет разработать ряд исторических электронных карт, эффективное использование которых возможно в учреждениях образования. С помощью ГИС планируется создание комплекса электронных карт городов Тамбовской губернии; проецирование на карты различных видов транспортных сетей; сравнительный анализ транспортной инфраструктуры, прослеживание динамики развития транспортных сетей. В проекте предполагается изучение созданных электронных карт и их сопоставление с данными других- источников (журналами заседаний городских дум, отчетами управ,делопроизводственными материалами, материалами периодической печати). Материалы органов городского самоуправления также будут систематизированы в виде базы данных и могут быть использованы в дальнейших исследования по городской истории.

Адрес ресурса:

https://sites.google.com/site/gortransort/

One thought on “Развитие транспортной инфраструктуры городов Тамбовской губернии в XVIII-нач XX в.

Оставить комментарий